Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Cредняя общеобразовательная школа c.Горьковское»
ПРОГРАММА
летнего пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей
Разработала :Насырова А.А.
2015 год
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ.
1
|
Полное название программы
|
Программа пришкольного спортивно-оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «СОШ с. Горьковское» «Олимп»
|
2
|
Цель программы
|
Организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период, создание условий для укрепления здоровья детей
|
3
|
Направление деятельности
|
Спортивно-оздоровительное
|
4
|
Краткое содержание программы
|
Программа содержит: мероприятия реализующие основы профилактики здорового образа жизни; материально-технические условия реализации программы; ожидаемые результаты.
|
5
|
Автор программы
|
Начальник лагеря – А.А.Насырова
|
6
|
Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу
|
МБОУ «СОШ с. Горьковское»
|
7
|
Адрес, телефон
|
Оренбургская область, Новоорский район, с. Горьковское,
77-6-68
|
8
|
Место реализации
|
Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием в с. Горьковское
|
9
|
Количество, возраст учащихся
|
23учащихся, 9-15 лет
|
10
|
Сроки проведения,
количество смен
|
С____июня по ____июня 2015г.,
1 смена
|
ПРОГРАММА
РАБОТЫ ЛЕТНЕГО ПРИШКОЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ОЛИМП»
Социально-педагогическое обоснование программы.
Программа «Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Олимп» предполагает в 21-дневный период проведения ряда мероприятий, направленных на поиск новых талантов, развитие и воспитание одаренных детей, позволить им полностью реализовать свои возможности, как в своих интересах, так и в интересах общества. Так же, как дополнительные цели, предполагается оздоровление детей и организация осмысленного и организованного досуга в каникулярный период.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях летнего пришкольного лагеря.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: Конвенцией ООН о правах ребенка; Конституцией РФ; Законом РФ «Об образовании»; Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3; Локальными актами образовательного учреждения: «Устав», «Положения о летнем лагере» и др.
Ведущие принципы:
- личностно-ориентированный подход;
- единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми;
- учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков;
- самодеятельность и творчество;
- массовость и общедоступность мероприятий по интересам.
Цель: Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, воспитание лучших черт гражданина.
Задачи:
- Создание условий для организованного отдыха детей.
- Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
- Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
- Предоставление возможности свободного выбора отрядов по интересам и способностям, кружков и секций;
- Формирование у ребят высокой самооценки, уверенности в своих силах;
- Создание благоприятного психологического микроклимата в отрядах;
- Индивидуально-личностный подход к каждому ребенку;
- Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка.
Сроки и условия пребывания
Программа реализуется в течение одной лагерной смены, 21 день (с «___» июня по «___» июня 2015 года). Основной состав лагеря – это учащиеся образовательного учреждения в возрасте от 9 лет до 15 лет. В лагере отдыхают 23 детей и подростков, работают 1 воспитатель и 1вожатый.
При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
- благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах;
- удовлетворенность детей предложенными разнообразными видами деятельности, формами работы;
- желание участвовать в работе лагеря в дальнейшем;
- проявление инициативы детей в организации досуга;
- внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребенка;
- укрепление связей между разновозрастными группами детей.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ
Педагогические условия
- Соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
- Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
- Обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
- Единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
Кадровые условия
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- Начальник лагеря – обеспечивает функционирование лагеря;
- Воспитатель – организовывает работу отряда;
- Вожатый – помощник воспитателя;
Методические условия
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены.
Материальное обеспечение
Наименование
|
Применение
|
Источник финансирования и материальная база
|
Один учебный кабинет школы
|
Комната отдыха,
игровая комната,
отрядные места
|
Материальная база школы.
Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов
|
Компьютерный класс
|
Показ презентаций, нахождение информации
|
Материальная база школы
|
Методический кабинет
|
Творческая мастерская вожатых, воспитателей
|
Материальная база школы
|
Спортивный
зал
|
Занятия спортом, состязания
|
Материальная база школы
|
Спортивная площадка
|
Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания
|
Материальная база школы
|
Школьный двор
|
Отрядные дела,
игры-путешествия
|
Материальная база школы
|
Школьная библиотека
|
Литература для педагогов и детей лагеря
|
Материальная база школы
|
Школьная столовая
|
Завтрак, обед
|
Фонд социального страхования
|
Комнаты гигиены
|
Туалеты
|
Материальная база школы
|
Технические средства
- Аудио и видео аппаратура (аудио и видеомагнитофоны, телевизор, DVD);
- Фотоаппарат.
Информационное обеспечение
- Журналы «Воспитание школьника»; «Читаем, учимся, играем»;
«Классный руководитель»; «Пед.Совет»;
«Воспитательная работа в школе»
- Зайцева О.В., Карпова Е.В. «На досуге. Игры в школе, дома, во дворе» «Академия развития», 2011 г.
- Фатеева Л.П. «300 подвижных игр для младших школьников» 2008 г.
- Коротков И.М. «Подвижные игры детей» М. «Советская Россия» 1987г.
- В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенко «Калейдоскоп школьных дел». М. 2000 г.
- Т.И.Осокина « Игры и развлечения детей на свежем воздухе» М. Пр. 1993 г.
Все события, происходящие в лагере, снимаются на цифровой фотоаппарат, в конце сезона набирается большой архив фотографий. Записанные на диск фотографии становятся прекрасным подарком для ребят. Для родителей на официальном сайте школы находится информация о ежедневных событиях лагеря.
В лагере есть информационный уголок, материалы которого постоянно обновляются. Там можно найти: объявления о конкурсах, развлечениях, акциях и соревнованиях; распорядок на каждый день; фотографии с места событий.
В организации работы лагеря участвуют учителя школы. Перед началом работы лагеря проходит установочное совещание для учителей и проводится курс обучения отрядных вожатых.
ИГРОВЫЕ И КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫЕ ЗОНЫ
Организация досуговой деятельности детей – один из важных компонентов процесса жизнедеятельности детей в ходе пребывания их в летнем оздоровительном лагере. Досуг рассматривается, как возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью. С этой целью в пришкольном лагере созданы игровые и культурно-досуговые зоны.
Игровые комнаты укомплектованы необходимой мебелью (шкафы, столики, стулья, тумбочки, телевизор, DVD, музыкальный центр), наборами различных настольных игр, спортивным инвентарем, библиотекой.
К услугам детей и подростков актовый зал, оснащенный фортепиано, костюмерной комнатой, в котором проводятся массовые музыкальные и развлекательные мероприятия.
Одной из самых любимых зон для ребят является спортивный зал, где можно в дождливое время заняться физическими упражнениями, поиграть в подвижные игры.
Большая часть времени отводится пребыванию детей на свежем воздухе. На территории школы есть спортивно- игровая площадка, площадка для езды на велосипедах и роликах.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
Большую роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованные помещения для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь.
Пищеблок укомплектован электрическими печами, духовым шкафом, бойлером, холодильными камерами.
Питание осуществляется согласно режимным моментам (завтрак, обед) по заранее составленному и утвержденному меню Роспотребнадзором.
При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность.
Этапы программы лагерной смены.
- Подготовительный (май):
- Подбор кадров;
- Проведение теоретических и практических занятий с вожатыми;
- Проведение семинара с работниками лагеря, инструктивных совещаний;
- Подготовка методических материалов;
- Подготовка материально-технической базы.
- Организационный этап:
- Формирование отряда;
- Знакомство с режимом работы лагеря и его правилами;
- Оформление уголков отряда.
- Основной этап:
- Тренировочные занятия;
- Трудовые дела по плану;
- Досуговые мероприятия;
- Методическая работа с воспитателями, с вожатыми.
- Заключительный этап:
- Закрытие смены;
- Обобщение итогов деятельности;
- Сбор отчетного материала;
- Выпуск фотодневника лагеря.
Время и место проведения
Пришкольный лагерь организуется в течение 1 смены – с «___» по «___» июня 2015 года, на базе МОУ «СОШ с.Горьковское» Новоорского района
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа пришкольного лагеря как средство реализации поставленных целей и задач включает в себя следующие направления.
Здоровый образ жизни
Задачи:
- Развитие физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере.
- Обучение приемам и методам оздоровления организма.
- Осознание важности систематических занятий физической культурой и спортом для всестороннего развития личности;
- Привитие навыков к здоровому образу жизни;
- Умение соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой интерес к походам по родному краю;
- Стремление к выполнению правил личной и общественной гигиены, приучение к закаливанию.
- Развитие общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышения спортивного мастерства
Содержание деятельности:
- Утренняя зарядка.
- «Веселые старты»
- День Здоровья.
- Учебно-тренировочные занятия
- Соревнования по футболу.
- Спартакиада (отрядная, общелагерная).
- «Час игры».
Интеллектуально – творческое.
Задачи:
- Эстетическое восприятие предметов и явлений действительности
- Развитие способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве людей.
- Интерес к занятиям творческого характера, участие художественной и музыкальной самодеятельности.
- Создание взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной, взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности.
- Воспитание духовной культуры.
Содержание деятельности:
- Конкурсы рисунков.
- Конкурс военной песни.
- Творческие конкурсы.
- Викторина по сказкам
Нравственно – патриотическое
Задачи:
- Пробуждать у детей интерес к родному краю, своей стране.
- Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине.
- Воспитывать в детях доброту, человечность, милосердие.
Содержание деятельности:
- Игровая программа «Юные защитники Родины»
- Экскурсия по поселку.
- Изучение судьбы человека, его вклад в историю страны.
Трудовое воспитание
Задачи:
- Вовлечение «трудных» ребят в трудовую деятельность.
- Развивать способности видеть прекрасное в озеленение нашей школы и города.
- Оказывать помощь по обелению территории школы и нашего города.
- Развивать патриотическое воспитание через отношение к окружающей действительности.
- Воспитывать любовь к родной природе.
- Развивать навыки по выращиванию цветов и овощных культур.
Содержание деятельности:
- Трудовые десанты по уборке пришкольной территории
- Выставка поделок
- Выставка рисунков на тему «Профессии».
Экологическое воспитание
Задачи:
- Обеспечение «экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих целях.
- Расширение представлений о многомерности мира
- Формирование активной позиции школьников в решении экологических проблем.
- Обогащение личного опыта детей по взаимодействию с окружающим миром.
- Включение детей в экологически ориентированную практическую творческую деятельность, формирование экологических знаний, умений и навыков.
Содержание деятельности:
- Спортивно-туристическая эстафета с использованием знаков дорожного движения — экознаков, заданиями на пользование различными видами транспорта.
- Конкурсы экологических листовок, платков, рисунков.
Реализация программы
Программу реализуют: педагог – организатор, воспитатели отрядов, вожатые. Для того чтобы воспитательная работа давала нужный результат, необходим тесный контакт с воспитателями и вожатыми.
Работа с воспитателями:
- Индивидуальная работа с воспитателями с целью проведения намеченных мероприятий.
- Методическая помощь воспитателям.
- Совместный анализ проведенных мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
- Учет пожеланий воспитателей по проведению мероприятий для детей.
Работа с вожатыми:
- Работа над сценариями, репетиции и проведение мероприятий.
- Совместное обсуждение проведенных мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
- Оказание методической помощи вожатым по работе с детьми
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Общее оздоровление детей.
- Приобретение новых знаний, творчества, умений и навыков.
- Творческий рост детей.
- Максимальная ступень самореализации каждого.
- Творческий рост педагогов.
- Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном коллективе.
- Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Диагностика реализации программы.
Диагностические мероприятия включают:
- отбор-тестирование детей и подростков отдыхающих в школьном летнем оздоровительном лагере (тесты для изучения интеллектуальных, творческих, лидерских способностей детей);
- вводная диагностика для изучения ожиданий детей от смены в лагере;
- вводная диагностика родителей для изучения показателей здоровья и особенностей личности детей – отдыхающих лагеря;
- текущая диагностика пребывания в лагере, ощущений от времяпрепровождения, эмоциональных состояний детей;
- заключительная экспресс-диагностика для изучения результативности образовательно-воспитательного процесса в лагере.
Вводная
диагностика
|
Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: анкетирование; беседы в отрядах; планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.
|
Пошаговая
диагностика
|
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение )
|
Итоговая
диагностика
|
Анкетирование. Творческий отзыв ( рисунок «Наш лагерь»). Беседы в отрядах . Цветопись.
|
Проанализировать результаты работы всего коллектива лагеря поможет и мониторинговая деятельность, и материалы по рефлексии мероприятий, и отзывы детей и родителей.
№ п/п
|
Мероприятие
|
Срок проведения
|
Ответственные
|
1.
|
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
|
май
|
Начальник лагеря
|
2.
|
Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере.
|
1 день смены
|
Воспитатели
|
3.
|
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
|
В течение смены
|
Воспитатели
|
4.
|
Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере за смену.
|
В течение смены
|
Воспитатели
|
5.
|
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
|
Последний день смены
|
Начальник лагеря
|
Список литературы.
- Афанасьев С., Комарин С. -Мы в школьном лагере: коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 4\2001г.
- Афанасьев С.П. Комарин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. -Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.
- Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база).-Волгоград: издательство « Учитель», 2006
- Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. -Коллективно-творческие дела, игры, праздники, атракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.,1999.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. (Серия «Школа радости».) – Ростов н/Д:Феникс, 2002
- Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 5\2009г.
- Летний оздоровительный лагерь: Планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольных и загородных лагерях (сост. Гурбина Е. А. ) В помощь администрации школы Нормативно-правовая база: Учитель 2005. В помощь администрации школы
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Материалы журналов «ПедСовет» 2002-2008 г.Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы: Сценарии школьных праздников. – М.: Новая школа, 2001
- О летнем отдыхе, и не только / Под ред. Ю.П.Кудинова. – М.: НИИ семья, 1997
- Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М.: НИИ семья, 1998
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
- Электронная версия газеты « 1 сентября. Начальная школа».