Функциональная грамотность
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь
молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
В целях повышения качества образования, на основании приказа Отдела образования администрации Новоорского района от 29.09.2021 года №221 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности", МАОУ "СОШ с. Кумак" присвоен статус муниципальной базовой площадки по формированию функциональной грамотности по направлению "Естественнонаучная грамотность". В рамках данного проекта предполагается повышение квалификации педагогических работников, определение тем, разделов, дидактических единиц, при формировании которых в учебных программах по химии, физике, биологии в 8-9 классах реализуются приемы формирования и оценки направлений функциональной грамотности, разработку технологических карт по программам 5-7 классов, проведение родительских собраний по теме "Внешние оценочные процедуры: структура, содержание, система оценивания", участие в районных и региональных семинарах, участие детей в конкурсах и олимпиадах данной направленности и другие мероприятия.
Приказ Отдела образования администрации Новоорского района от 29.09.2021 года №221 "О организации работы по повышению функциональной грамотности"
Приказ МО Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
Доклад о формировании функциональной грамотности в МОУ "СОШ с.Горьковское" Новоорского района
Повышение качества образования через достижение новых образовательных результатов. Материалы площадки августовского совещания
Национальные и международные исследования качества
Функциональная грамотность. Готовимся к PISA 2022